Итоги деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края за 2018 год
В системе обязательного медицинского страхования Забайкальского края в 2018 году осуществляли деятельность:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края и его Агинский филиал;
2 страховые медицинские организации – ГК «Забайкалмедстрах»
(983 799 застрахованных или 93%) и филиал «Читинский» АО «СГ «Спасские ворота-М» (72 945 застрахованных или 7%);
и 71 медицинская организация, из которых 49 (69%) государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края, 3 (4,2%) государственных учреждения ведомственного подчинения, 8 (11,2%) негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «Российские железные дороги» и 11 (15,4%) частных медицинских организаций.
В зависимости от своего участия в системе взаиморасчетов медицинские организации распределились следующим образом: 40 обслуживающих медицинских организаций, имеющих прикрепленное население (фондодержатели), 28 медицинских организаций-исполнителей и 3 медицинские организации, относящиеся к обеим категориям.
Деятельность участников системы обязательного медицинского страхования в 2018 году регламентировалась следующими нормативными правовыми актами и иными документами распорядительного характера:
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года № 158н;
- Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2017 года №1492;
- Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2017 года № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»;
- Письмо Минздрава России от 13 декабря 2017 года № 11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
- Приказ ФФОМС от 01 декабря 2010 года № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»;
- Приказ ФФОМС от 16 апреля 2012 года № 73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 09 сентября 2011 года №1030н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования»;
- Приказ Минздрава России от 24 декабря 2012 года № 1355н «Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»;
- Закон Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 1549-ЗЗК «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;
- Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 583;
- Тарифное соглашение на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Забайкальского края на 2018 год.
Приоритетными направлениями деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края в 2018 году являлись следующие:
- финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования на территории Забайкальского края, контроль исполнения обязанностей страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями в соответствии с условиями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС;
- совершенствование механизмов и способов оплаты медицинской помощи по ОМС, в том числе при оплате специализированной медицинской помощи по клинико-статистическим группам;
- формирование тарифной политики в соответствии с действующим законодательством с учетом специфики региона;
- контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, реализация мероприятий, направленных на недопущение ими нарушений законодательства в сфере ОМС;
- развитие межведомственного взаимодействия для обеспечения достоверности сведений регионального сегмента Единого регистра застрахованных лиц;
– решение организационных вопросов по внедрению возможности оформления и выдачи полисов ОМС на базе Краевого государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края» и его филиалов;
– реализация сервисов (в том числе «Подача заявления о выборе СМО») личного кабинета пациента «Моё здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение информирования граждан об их правах в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе организации деятельности Контакт-центра в сфере ОМС, организация привлечения населения к прохождению профилактических мероприятий через страховых представителей;
- внедрение на сайте ТФОМС сервиса «Личный кабинет застрахованного гражданина» и запуск информационной системы «Сопровождение пациента»;
- обеспечение финансирования мероприятий по повышению квалификации медицинских работников, приобретению и ремонту медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС.
Финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2018 году
Общий объем финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2018 году составил 16,4 млрд. рублей; для сравнения: в 2017 году этот показатель достигал 13,7 млрд. рублей, в 2016 году – 12,8 млрд. рублей.
Финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2018 году можно считать бездефицитным (в отличие от краевой программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи), так как утвержденный в регионе подушевой норматив финансирования соответствовал требованиям федерального законодательства и составил 15,2 тысяч рублей на одного застрахованного гражданина в год (в 2017 году - 12,7 тыс. рублей, в 2016 году – 11,7 тыс. рублей).
Расходы ТФОМС Забайкальского края в 2018 году составили 16,5 млрд. рублей, в том числе:
- на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования направлено 15,6 млрд. рублей, в том числе:
- в медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Забайкальского края – 14,3 млрд. рублей;
- в медицинские организации федеральной формы собственности – 166,2 млн. рублей;
- в медицинские организации частной формы собственности – 1,1 млрд. рублей;
- за медицинскую помощь, оказанную жителям Забайкальского края за пределами территории страхования, в ТФОМС других регионов направлено 384,8 млн. рублей (в 2017 году – 287,8 млн. рублей);
- за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Забайкальского края гражданам, застрахованным в других регионах России, направлено 199,6 млн. рублей (в 2017 году – 186,6 млн. рублей);
- на финансирование мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников, приобретению и ремонту медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС Забайкальского края направлено 74,0 млн. рублей (в 2017 году - 126,6 млн. рублей);
- расходы на ведение дела страховым медицинским организациям по договорам финансирования – 157,7 млн. рублей (в 2017 году – 130,4 млн. рублей);
- расходы на обеспечение выполнение Фондом своих функций направлено 88,2 млн. рублей (в 2017 году – 86,8 млн. рублей).
По видам медицинской помощи финансирование территориальной программы ОМС осуществлялось следующим образом:
- на финансирование стационарной помощи направлено 44,7% от общей стоимости территориальной программы ОМС (в 2017 году – 41,5%);
- на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи направлено 3,4% от общего объема средств (в 2017 году – 3,7%);
- на финансирование медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, направлено 7,1% от общего объема средств (в 2017 году – 7,7%);
- на финансирование медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, направлено 38,4% от общего объема средств (в 2017 году – 40,5%);
- доля финансирования скорой медицинской помощи составила 6,3% (в 2017 году – 6,6%).
Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава государственных и федеральных медицинских организаций Забайкальского края за 2018 год составил 9 662 183,21 тыс. руб., что на 2 439 473,37 тыс. руб. (или на 25,25 %) больше чем в 2017 году (7 222 709,84 тыс. руб.)
По данным Министерства экономического развития Забайкальского края среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в 2018 году составила 33 591,80 руб.
Целевые показатели средней заработной платы работников медицинских организаций на 2018 год составили: врачи - 200%; средний медицинский (фармацевтический) персонал - 100%; младший медицинский (фармацевтический) персонал – 100%.
Наблюдался рост заработной платы работников медицинских организаций за 2018 год, по сравнению с уровнем заработной платы за предшествующий год. Средняя заработная плата медицинских работников государственных и федеральных медицинских организаций в целом по Забайкальскому краю за счет всех источников финансирования по категориям составила:
- врачи – 67,69 тыс. руб., или на 25,72% больше, чем в 2017 году (46,86 тыс. руб.) и составила 100,76% от целевого показателя (67,18 тыс. руб.);
- средний медицинский (фармацевтический) персонал – 34,23 тыс. руб., или на 39,20% больше, чем в 2017 году (24,59 тыс. руб.) и составила 101,91% от целевого показателя (33,59 тыс. руб.);
- младший медицинский персонал – 33,48 тыс. руб., или на 52,27% больше, чем 2017 году (17,50 тыс. руб.) и составила 99,67% от целевого показателя (33,59 тыс. руб.).
Расходование средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями. Состояние кредиторской задолженности
Структура расходования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в рамках реализации ТПОМС за 2016-2018 годы в процентном соотношении представлена в таблице:
Направление расходов |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
План на 2019 год |
Израсходовано, всего в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
1. Оплата труда с начислениями |
65,4 |
67,3 |
73,4 |
69,3 |
1.1.заработная плата |
50,4 |
51,9 |
56,9 |
53,3 |
1.2. начисления на заработную плату |
15,0 |
15,4 |
16,5 |
16 |
2. Приобретение медикаментов и расходных материалов |
12,3 |
10,9 |
8,8 |
11,7 |
3. Приобретение продуктов питания |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
4. Приобретение мягкого инвентаря |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
5. Иные направления расходования |
21,5 |
20,8 |
17,1 |
18,2 |
В структуре расходов за 2018 год в сравнении с 2017 годом произошло увеличение удельного веса доли расходов на заработную плату с начислениями на 6,1 %. Отмечается снижение расходов на приобретение медикаментов и расходных материалов на 2,1 %, продуктов питания – на 0,2 %. В плановых показателях на 2019 год доля фонда оплаты труда составляет 69,3 %, доля расходов на приобретение медикаментов и расходных материалов на 11,7% ( увеличение в основном за счет планируемых закупок ГУЗ «Забайкальский краевой онкологический диспансер»).
Кредиторская задолженность медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования Забайкальского края, по состоянию на 1 января 2019 года составила 428 060,6 тыс. рублей (на 01 января 2018 года – 189 765,7 тыс. рублей), в том числе по государственным учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Забайкальского края, - 424 742,7 тыс. рублей (99,2 %), (на 01 января 2018 года – 187 061,5 тыс. рублей).
За 2018 год произошло увеличение задолженности в целом на 238 294,9 тыс. рублей, что составило 125,6 %. По медицинским организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Забайкальского края, увеличение задолженности составило 237 681,2 тыс. рублей или 127,1 %.
Просроченная задолженность в целом увеличилась на 166,2 % и по состоянию на 01 января 2019 года составила 136 560,6 тыс. рублей.
Наибольшую долю задолженности - 74,2 % или 317 537,0 тыс. рублей имеют центральные районные больницы, в том числе по просроченной задолженности этот показатель составляет 94 % или 128 315,0 тыс. рублей.
По краевым медицинским организациям кредиторская задолженность составила 13,1 % или 56 013,9 тыс. рублей, задолженность городских медицинских организаций составила 12 % или 51 191,9 тыс. рублей.
Медицинские организации (8 МО), допустившие в 2018 году наибольший рост кредиторской задолженности (сумма и % роста к началу 2019 года) представлены в таблице:
Наименование медицинской организации |
Сумма задолженности на 01.01.2018г., тыс. руб. |
Сумма задолженности на 01.01.2019г., тыс. руб. |
Рост задолженности к началу 2019 года |
|
Сумма, тыс. руб. |
% |
|||
ГУЗ «Петровск-Забайкальская ЦРБ» |
23 818,0 |
43 354,1 |
19 536,1 |
82 % |
ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» |
10 328,8 |
28 875,6 |
18 546,8 |
179,6 % |
ГУЗ «Могойтуйская ЦРБ» |
0,00 |
16 217,0 |
16 217,0 |
|
ГУЗ «Балейская ЦРБ» |
30 204,9 |
45 862,3 |
15 657,4 |
51,8 % |
ГУЗ «Нерчинско- Заводская ЦРБ» |
2 795,1 |
18 043,0 |
15 247,9 |
545,5 % |
ГУЗ «Кыринская ЦРБ» |
7 011,3 |
22 210,0 |
15 198,7 |
216,8 % |
ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» |
21,2 |
14 566,7 |
14 545,5 |
в 686 раз |
ГУЗ «Шелопугинская» |
8 920,9 |
19 524,6 |
10 603,7 |
118,9 % |
К медицинским организациям (4 МО), полностью погасившим имеющуюся на 1 января 2018 кредиторскую задолженность относятся: ГАУЗ «Краевая стоматологическая поликлиника», ГУЗ «Забайкальский клинический госпиталь ветеранов войн», ГУЗ «Забайкальский краевой онкологический диспансер», ГУЗ «Могочинская ЦРБ».
ГУЗ «Нерчинской ЦРБ» удалось в течение 2018 года снизить кредиторскую задолженность на 7 061,5 тыс. рублей или 75,4%.
К числу медицинских организаций (6 МО), не допустивших образование кредиторской задолженности, относятся ГУЗ «Краевая больница № 3», ГУЗ «Краевой врачебно-физкультурный диспансер», ГУЗ «Краевой кожно-венерологический диспансер», ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», ГУЗ «Читинская ЦРБ», ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ».
Анализ структуры кредиторской задолженности в разрезе статей затрат показывает следующее:
- основную долю – 25 % (106 842,0 тыс. рублей) составляет задолженность по начислениям на выплаты по оплате труда;
- 22,6% (96 718,8 тыс. рублей) - задолженность по материальным запасам, в том числе по медикаментам и расходным материалам – 15,6 % (66 604,8 тыс. рублей);
- 17,1 % (73 031,2 тыс. рублей) – задолженность по заработной плате и подоходному налогу;
- 16,9 % (72 206,8 тыс. рублей) – задолженность по коммунальным услугам, в том числе по теплоэнергии – 12,4 % (52 970,3 тыс. рублей);
- 6,2 % (26 483 6 тыс. руб.) – задолженность по прочим работам и услугам;
- 3,7 % - (15 990,8 тыс. рублей) - задолженность по прочим расходам (налогам);
- 3,1 % (13 229, 9 тыс. руб.) – задолженность по услугам содержания и арендной платы за пользование имуществом;
- 2,9 % (12 383,8 тыс. руб.) – задолженность по основным средствам;
- 2,3% (10 096,9 тыс. руб.) – задолженность по услугам связи, транспортным и командировочным расходам.
Выполнение объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Забайкальского края в 2018 году
С учетом приведенных ниже нормативов объемов медицинской помощи, установленных Территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2018 год, сложились следующие показатели выполнения объемов и стоимости медицинской помощи:
Вид медицинской помощи |
Единица измерения |
Норматив на 1 застрахованное лицо |
Показатель выполнения |
||
На 1 застрахо-ванное лицо |
Отклонение от норматива, % |
||||
Скорая медицинская помощь |
вызов |
0,300 |
0,257 |
85,8 |
|
Медицинская помощь, |
|
|
|||
|
посещение |
2,35 |
3,08 |
131,0 |
|
|
обращение |
1,98 |
1,66 |
84,0 |
|
|
посещение |
0,56 |
0,53 |
95,2 |
|
Медицинская помощь, оказываемая в условиях круглосуточного стационара |
случай госпитализации |
0,17235 |
0,17082 |
99,1 |
|
Медицинская помощь, оказываемая в условиях дневного стационара |
случай лечения |
0,06 |
0,06 |
100 |
Вид медицинской помощи |
Единица измерения |
Норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи |
Показатель выполнения |
||
на единицу объема медицинской помощи |
Отклонение от норматива, % |
||||
Скорая медицинская помощь |
рублей |
3 128,2 |
3 624,5 |
115,9 |
|
Медицинская помощь, |
|
|
|||
|
рублей |
636,3 |
803,0 |
126,2 |
|
|
рублей |
1 782,6 |
1 760,3 |
98,8 |
|
|
рублей |
814,6 |
467,3 |
57,4 |
|
Медицинская помощь, оказываемая в условиях круглосуточного стационара |
рублей |
42 059,7 |
41 507,5 |
98,7 |
|
Медицинская помощь, оказываемая в условиях дневного стационара |
рублей |
20 557,6 |
17 610,1 |
85,7
|
На основании данных таблиц можно говорить о том, что на территории Забайкальского края существует проблема с обеспечением доступности скорой медицинской помощи. Выполнение нормативов объемов по скорой медицинской помощи составило 85,8 %, при этом выполнение показателя в денежном выражении – 115,9 %.
Недовыполнение нормативов объемов амбулаторной медицинской помощи в части обращений по поводу заболевания (1,66 при нормативе 1,98 или 84 %) может говорить о нехватке специалистов амбулаторного звена, а также о неправильной кодировке медицинских услуг при формировании реестров оказанной медицинской помощи, выполнение показателя в денежном выражении – 98,8 %.
По выполнению нормативов финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи необходимо отметить - перевыполнение показателей по посещениям с профилактической целью на 26,2 %, обращений по поводу заболеваний на 14,2 %, связанных низким выполнением нормативов объемов медицинской помощи, выполнение показателей по посещениям в неотложной форме составило 57,4 %, медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара 85,7 %.
Объемы медицинской помощи, оказанные в условиях круглосуточного стационара, соответствуют нормативам по сравнению с предыдущими годами, в связи с тем, что начиная с 2018 года изменился порядок проведения контроля страховыми медицинскими организациями.
Финансирование мероприятий за счет средств нормированного страхового запаса
В Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся формирования в составе бюджета территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств нормированного страхового запаса, предназначенных для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее – НСЗ на мероприятия). Правила использования средств НСЗ на мероприятия утверждены постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2017 года № 332.
Нормированный страховой запас формируется за счет средств от применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, и включает средства от применения территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи:
а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля;
б) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;
в) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;
г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Остаток средств НСЗ на мероприятия на 01 января 2018 года составил 47,9 млн. рублей.
За 12 мес. 2018 года общий объем средств нормированного страхового запаса сформирован в размере 117,4 млн. рублей (за 2017 год – 96,0 млн. руб.), в том числе:
- по результатам проведения медико-экономического контроля – 89,9 млн. рублей (за 2017 год - 55,6 млн. рублей);
- по результатам проведения медико-экономической экспертизы – 5,3 млн. рублей (за 2017 год – 10,1 млн. рублей);
- по результатам проведения экспертизы качества медицинской помощи – 19,5 млн. рублей (за 2017 год – 24,3 млн. рублей);
- поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества – 2,7 млн. рублей (за 2017 год – 5,9 млн. рублей).
Распределение средств нормированного страхового запаса осуществляется в соответствии с Планом мероприятий. План мероприятий утверждается ежеквартально, до 1-го числа первого месяца очередного квартала.
В План мероприятий по приобретению медицинского оборудования включено приобретение следующего медицинского оборудования:
- компьютерный томограф – 3 ед.;
- аппараты УЗИ – 4 ед.;
- аппараты ИВЛ – 15 ед.;
- рентгенографические аппараты – 3 ед.;
- операционный стол – 1 ед.;
- гастрофиброскоп – 3 ед.;
- наркозно-дыхательный аппарат – 3 ед.;
- стоматологические установки – 3 ед.;
- рабочее место офтальмолога – 1 ед. ;
- комплект силового оборудования – 1 ед.;
- инкубаторы для новорожденных- 2 ед.;
- лапароскопические комплексы - 6 ед.;
- аппараты для проведения литотрипсии-3 ед.; и др.
В 2018 году заключено 91 Соглашение между ТФОМС Забайкальского края и медицинскими организациями, в соответствии с которыми направлены средства нормированного страхового запаса в размере 74,0 млн. рублей, в том числе:
- на повышение квалификации – 1,8 млн. рублей (86 врачей);
- на приобретение оборудования – 72,2 млн. рублей, введено в эксплуатацию 68 единицы медицинского оборудования, в том числе в медицинских организаций краевого уровня – 12 ед., в центральных районных больницах – 30 ед.).
Остаток средств нормированного страхового запаса на 01 января 2019 года составил 91,3 млн. рублей, который будет использован на вышеуказанные мероприятия в 2018 году.
Необходимо отметить основные нарушения, которые допускают медицинские организации при подготовке пакета документов для заключения Соглашений о финансовом обеспечении мероприятий:
- несоответствие представленных медицинскими организациями Соглашений типовой форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06 июня 2017 года № 354н;
- отсутствие приложений к договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год;
- отсутствие согласования плана финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации с Министерством здравоохранения Забайкальского края;
- порядки оказания медицинской помощи, указанные медицинскими организациями в Соглашениях, не соответствуют приобретаемому оборудованию;
- неверно указывается источник финансирования в государственных контрактах;
- в договоре на обучение отсутствует порядок проведения расчетов между образовательной организацией и медицинской организацией с учетом поступления средств НСЗ от Фонда;
- к заявлениям работников на обучение не представляются предварительные заявки с интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- отсутствие документов, подтверждающих соответствие медицинских работников установленным требованиям (образование, трудовая деятельность, смена фамилии);
- отсутствие документов на помещение для установки приобретаемого медицинского оборудования;
- неверно заполняется график перечисления средств;
- неверно заполняются банковские реквизиты медицинской организации;
- низкая исполнительская дисциплина работников медицинских организаций, ответственных за оформление пакета документов для Соглашения, что приводит к увеличению сроков рассмотрения документов и подписанию Соглашения, вследствие чего нарушаются сроки оплаты по государственным контрактам за поставленное оборудование.
Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи
В 2018 году на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи направлено 532,4 млн. рублей из средств субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования. В целом, расходы на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи из года в год увеличиваются: в 2014 году сумма финансирования составила 309, 2 млн. руб., в 2015 году – 399 млн. руб., в 2016 году – 417, 9 млн. руб. в 2017 году – 474,8 и как уже было сказано, 532,4 млн. руб.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Забайкальского края осуществлялось по следующим профилям: абдоминальная хирургия, оториноларингология, гематология, урология, акушерство и гинекология, неонатология, ревматология, эндокринология, нейрохирургия, офтальмология, сердечнососудистая хирургия, торакальная хирургия, челюстно-лицевая хирургия, травматология-ортопедия, онкология, дерматология, комбустиология.
№ п/п |
Профиль |
Объемы ВМП на 2018г., случаев |
Структура, % |
1 |
Абдоминальная хирургия |
106 |
2,8 |
2 |
Акушерство и геникология |
165 |
4,4 |
3 |
Гематология |
9 |
0,2 |
4 |
Дерматовенерология |
40 |
1,1 |
5 |
Нейрохирургия |
170 |
4,5 |
6 |
Неонатология |
185 |
9,5 |
7 |
Онкология |
360 |
9,5 |
8 |
Оториноларингология |
178 |
4,7 |
9 |
Офтальмология |
789 |
20,9 |
10 |
Комбустиология |
4 |
0,1 |
11 |
Ревматология |
80 |
2,1 |
12 |
Сердечно-сосудистая хирургия |
797 |
21,1 |
13 |
Торокальная хирургия |
5 |
0,1 |
14 |
Травматология и ортопедия |
702 |
18,6 |
15 |
Урология |
97 |
2,6 |
16 |
Челюстно-лицевая хирургия |
63 |
1,7 |
17 |
Эндокринология |
30 |
0,8 |
В настоящее время в системе обязательного медицинского страхования Забайкальского края высокотехнологичную медицинскую помощь оказывают 10 медицинских организаций, из которых 7 учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Забайкальского края, 1 негосударственная медицинская организация ОАО «Российские железные дороги» - НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Чита-2», 1 медицинская организация федерального подчинения – ГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России, и 1 частная медицинская организация – ООО «Реабилитационный центр кинезитерапии».
Финансовые средства и объемы высокотехнологичной медицинской помощи на 2018 год распределены следующим образом:
Медицинские организации |
Объем, случаев |
Стоимость, млн. руб. |
Доля, % |
1. Государственные учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Забайкальского края, в том числе: |
2832 |
429,7 |
80,7 |
- ГУЗ «Краевая клиническая больница» |
1799 |
266,0 |
50 |
- ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» |
264 |
42,2 |
7,9 |
- ГУЗ «Краевая больница № 4» |
18 |
2,6 |
0,5 |
- ГУЗ «Краевой онкологический диспансе» |
394 |
54,0 |
10,1 |
- ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» |
202 |
32,9 |
6,2 |
- ГУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» |
115 |
27,8 |
5,2 |
- ГУЗ «Краевой кожно-венерологический диспансер» |
40 |
4,2 |
0,8 |
2.НУЗ «ДКБ на ст. Чита-2 ОАО «РЖД» |
555 |
59,6 |
11,2 |
3.ГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России |
203 |
15,1 |
2,8 |
4.ООО «Реабилитационный центр кинезитерапии» |
190 |
28,0 |
5,3 |
ИТОГО: |
3780 |
532,4 |
100,0 |
Всего на территории Забайкальского края в 2018 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 3 780 человек, из которых наибольшее число случаев медицинской помощи оказывается по следующим профилям: сердечнососудистая хирургия – 797 человек; травматология и ортопедия – 702 человека, офтальмология –789 человек; онкология – 369 человек.
№
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Следует отметить, что в 100% законченных случаев оказания высокотехнологичной медицинской помощи проводится экспертиза качества медицинской помощи.
Таким образом, увеличение финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в системе обязательного медицинского страхования, повышает ее доступность для населения Забайкальского края.
Диспансеризация определенных групп взрослого населения
В целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, а также основных факторов риска их развития, на территории Забайкальского края проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения.
Выполнение за 2017 – 2018 гг.
2017 год |
2018 год |
|||||||
План |
I этап |
II этап |
Тыс. руб. |
Перио- дичность |
План |
I этап |
II этап |
Тыс. руб. |
187 487 |
151 111 81% от плана |
40 767 27% от I этапа |
295 829,3 |
1 раз в 3 года |
166 900
|
135 326 81% от плана |
31 368 23% от I этапа |
195 190,3 |
1 раз в 2 года |
94 963
|
52 743 56% от плана |
571 1% от I этапа |
26 259,3 |
Результат по группам здоровья (2018 год)
|
I группа состояния здоровья, человек |
II группа состояния здоровья, человек |
IIIа группа состояния здоровья, человекctl32 |
IIIб группа состояния здоровья, человек |
|
Исследования проводимые 1 раз в 3 года |
40 850 32% от всех прошедших диспансеризацию |
14 739 11% от всех прошедших диспансеризацию |
60 682 47% от всех прошедших диспансеризацию |
12 237 10% от всех прошедших диспансеризацию |
|
Исследования проводимые 1 раз в 2 года |
6 863 17% от всех прошедших диспансеризацию |
2 595 7% от всех прошедших диспансеризацию |
26 416 51% от всех прошедших диспансеризацию |
3 983 10% от всех прошедших диспансеризацию |
|
всего |
|
17 334 11% от всех прошедших диспансеризацию |
87 098 51% от всех прошедших диспансеризацию
|
16 220 10% от всех прошедших диспансеризацию |
По результатам проведения диспансеризации за 2018 год на консультацию к узким специалистам направленно 76 013 человек - 40% от общего числа прошедших, из них 1% - 731 человек по подозрению на установление диагноза злокачественного новообразования.
Направлено на инструментально - лабораторное обследование – 45 692 человека - 24% от общего числа прошедших диспансеризацию.
Направленно на госпитализацию – 203 человека - 0,1% от общего числа прошедших диспансеризацию.
Установлено диспансерное наблюдение врачом-терапевтом, врачами-специалистами у 7 445 человек, в том числе у 136 человек по основному диагнозу - злокачественное новообразование.
Информирование застрахованных лиц о возможности прохождения диспансеризации (2018 год)
Диспансеризация взрослого населения |
Проинфор-мировано
|
Повторно проинфор-мировано I этап |
Прошли из проинфор-мированных
|
Отклик на информирование (первичное+ повторное информирование) |
1 раз в 3 года |
170 671 - I этап 4 226 - II этап |
102 352 |
89 493 I этап 1643 - II этап |
32,78% - I этап. 38,88% - II этап |
1 раз в 2 года |
93 045 - I этап |
50 208 |
36 667 - I этап |
25,60% - I этап |
Всего |
263 716 - I этап |
152 560 |
126 160 - I этап |
30,31% - I этап |
По результатам диспансеризации было индивидуально проинформировано о необходимости прохождения диспансерного наблюдения 55 395 человек.
Рейтинг медицинских организаций по выполнению плана диспансеризация определенных групп взрослого населения за 2018 год
Исследования, проводимые с периодичностью 1 раз в 3 года
Выполнение100% и более
№ п/п |
Медицинская организация |
% выполнения |
1 |
ГУЗ "Городская больница №2" |
104% |
2 |
ГУЗ "Калганская ЦРБ" |
102% |
3 |
НУЗ "Узловая поликлиника на ст.Карымская ОАО РЖД" |
101% |
4 |
НУЗ "Узловая поликлиника на ст.Новая Чара ОАО РЖД" |
|
5 |
НУЗ "Узловая поликлиника на ст.Хилок ОАО РЖД" |
100% |
6 |
ГУЗ "АОБ" |
99% |
7 |
НУЗ "Узловая поликлиника на ст.Чернышевск-Забайкальский ОАО РЖД" |
98% |
8 |
ГУЗ КМЦ |
|
9 |
ГУЗ "КБ №3" |
|
10 |
ГУЗ "Кыринская ЦРБ" |
|
11 |
НУЗ "Узловая поликлиника на ст.Могоча ОАО РЖД" |
|
12 |
ГУЗ "Акшинская ЦРБ" |
97% |
13 |
ГУЗ "Александро-Заводская ЦРБ" |
96% |
Выполнение менее 60%
№ п/п |
Медицинская организация |
% выполнения |
1 |
ГУЗ "Оловяннинская ЦРБ" |
58% |
2 |
ГУЗ "Борзинская ЦРБ" |
|
3 |
ГУЗ "Улетовская ЦРБ" |
56% |
4 |
ГУЗ "Каларская ЦРБ" |
55% |
5 |
ГУЗ "Газимуро-Заводская ЦРБ" |
49% |
6 |
ГУЗ "Карымская ЦРБ" |
35% |
Исследования, проводимые с периодичностью 1 раз в 2 года
Выполнение100% и более
№ п/п |
Медицинская организация |
% выполнения |
1 |
ГУЗ "Городская больница №2" |
104% |
2 |
НУЗ " Узловая поликлиника НА СТ. Новая Чара ОАО РЖД" |
101% |
3 |
НУЗ " Узловая поликлиника НА СТ. Хилок ОАО РЖД" |
100% |
4 |
ГУЗ "Клинический медицинский центр г. Читы" |
96% |
5 |
ГУЗ "АОБ" |
95% |
6 |
ГУЗ "Кыринская ЦРБ" |
82% |
7 |
ГУЗ "Могойтуйская ЦРБ" |
81% |
8 |
ГУЗ "КБ №3" |
80% |
Выполнение менее 60%
№ п/п |
Медицинская организация |
% выполнения |
1 |
ГУЗ "КБ №4" |
38% |
2 |
ГУЗ "Борзинская ЦРБ" |
37% |
3 |
ГУЗ "Нерчинско-Заводская ЦРБ" |
37% |
4 |
ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" |
26% |
5 |
НУЗ " Узловая поликлиника НА СТ. Шилка ОАО РЖД" |
23% |
6 |
ГУЗ "Могочинская ЦРБ" |
21% |
7 |
ГУЗ "Карымская ЦРБ" |
21% |
8 |
ГУЗ "Приаргунская ЦРБ" |
20% |
9 |
ГУЗ "Ононская ЦРБ" |
20% |
10 |
ГУЗ "Оловянинская ЦРБ" |
16% |
11 |
ГУЗ "Красночикойская ЦРБ" |
12% |
12 |
ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" |
11% |
13 |
ГУЗ "Улётовская ЦРБ" |
8% |
14 |
ГУЗ "Каларская ЦРБ" |
7% |
15 |
ГУЗ "Тунгокоченская ЦРБ" |
6% |
16 |
ГУЗ "Газимуро-Заводская ЦРБ" |
3% |
17 |
ГУЗ "Хилокская ЦРБ" |
3% |
18 |
ГУЗ "Сретенская ЦРБ" |
2% |
19 |
ФГБУЗ МСЧ №107 ФМБА России |
2% |
Профилактические осмотры взрослого населения
Период |
Годовой план |
Количество человек |
Сумма средств направленных на оплату, тыс. рублей |
% исполнения годового плана |
2017 |
50434 |
53 126 |
61 599,8 |
105% |
2018 |
33 582 |
31 914 |
39 607,6 |
95% |
Сведения о результатах проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных) принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью
Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||||
Период |
Годовой план |
Количество детей |
Сумма средств направленных на оплату, тыс. рублей |
% исполнения годового плана |
2017 |
2 658 |
2532 |
12 711,5 |
95% |
2018 |
2 212 |
2 181 |
11 705,7 |
99% |
Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных) принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью |
||||
Период |
Годовой план |
Количество детей |
Сумма средств направленных на оплату |
% исполнения годового плана |
2017 |
4 367 |
4320 |
21 484,1 |
99% |
2018 |
4 093 |
3 983 |
21 352,4 |
97% |
Сведения о результатах проведения медицинских осмотров несовершеннолетних за 2017 – 2018 гг.
Период |
Годовой план |
Объем средств направленный за медицинские осмотры, в отчетном периоде, рублей |
% исполнения годового плана |
|
кол-во случаев |
тыс. рублей |
|||
2017 |
247 111 |
250 332 (171 964 человек) |
236 330,2 |
70% |
2018 |
252 516 |
278 793 (199 192 человека) |
240 749,2 |
79% |
Количество пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных) принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью снижается, в то же время количество детей охваченных профилактическими медицинскими осмотрами возрастает. Объем средств, направленных в 2018 году на указанные мероприятия, увеличился на 3 281,5 тыс. рублей по сравнению с 2017 годом.
Работа центров здоровья
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.08.2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» на базе двух медицинских организаций (ГУЗ «Краевая больница №4» и ГУЗ «Детский клинический медицинский центр г. Читы») работали 4 центра здоровья для детей. За период с 2017 по 2018 гг. в данных центрах обследовано 54 853 пациента, оплачено 47 749,9 тыс. рублей.
Численность детей обследованных в центрах здоровья и финансирование по годам представлено на диаграммах 1 и 2.
Численность детей обследованных в центрах здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака за период 2016 – 2017 гг.
Диаграмма 1
Динамика направления финансовых средств в центры здоровья
за период 2017 – 2018 годы
Диаграмма 2
Контрольно-ревизионная деятельность ТФОМС Забайкальского края в 2018 году
В 2018 году специалистами контрольно-ревизионных служб Фонда проведено 77 проверок соблюдения требований законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе 70 комплексных, 7 тематических. В результате проведенных проверок использования средств, полученных в рамках реализации территориальной программы ОМС, в медицинских организациях выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 29,7 млн. руб. (в 2017 году – 30,5 млн. рублей).
Основными повторяющимися из года в год нарушениями, выявляемыми в результате проверок, являются следующие:
- выплата заработной платы, оплата командировочных расходов, обучение персонала, не участвующего в реализации программы обязательного медицинского страхования (наркологов, психиатров, фтизиатров, профпатологов, ортодонтов, зуботехников); оплата стоимости обучения медицинских работников на право проведения ими медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, приобретение бланков для вышеперечисленных медицинских работников (11,0 млн. руб.);
- приобретение иммунобиологических препаратов, вакцин, туберкулина (2,0 млн. руб.);
- расходы, произведенные за счет средств ОМС на питание, лекарственные препараты, расходные материалы за пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе (1,7 млн. руб.);
- оплата расходов, связанных с проведением капитального ремонта (3,4 млн. руб.);
- приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу (4,2 млн. руб.);
- дублирование медицинских услуг, оплаченных за счет средств обязательного медицинского страхования, с платными медицинскими услугами, а также оплата медицинских услуг отдельным категориям военнослужащих, включение в реестры счетов медицинской помощи оплаченной из средств Фонда социального страхования за застрахованных лиц после произошедшего несчастного случая на производстве (1,2 млн. руб.);
- приобретение лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан при оказании амбулаторной медицинской помощи, произведены выплаты медицинским работникам за участие в призывной комиссии в военном комиссариате Забайкальского края (3,6 млн. рублей);
- расходование средств, при отсутствии подтверждающих документов (291 тыс. рублей);
- необоснованное получение средств за проведение диспансеризации определенных категорий граждан (2,3 млн. руб.).
За 2018 год медицинскими организациями восстановлено 36,3 млн. руб. включая и суммы нецелевого использования средств за предыдущие периоды. Остаток не восстановленных средств на конец 2018 года составил 18,8 млн. руб. Кроме того, за нецелевое использование средств медицинским организациям в 2018 году начислены штрафы и пени в общей сумме 4,8 млн. рублей, с учетом предыдущих периодов остаток задолженности по уплате штрафов и пеней на конец 2018 года составил 10,1 млн. рублей.
Наибольшие суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования выявлены в 2018 году в следующих медицинских организациях:
- НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Чита-2 ОАО «РЖД» - 5 562 798,38 руб.;
- ГУЗ «Улетовская центральная районная больница» - 2 945 120,61 руб.;
- ГУЗ «Краевая больница №4» - 1 409 703,42 руб.;
- ГУЗ «Сретенская центральная районная больница» - 1 335 666,04 руб.;
- ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» - 1 111 563,03 руб.
Медицинские организации, в которых по итогам проведения проверок не выявлено нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования:
- ГУЗ «Краевой кожно – венерологический диспансер»;
- ГУЗ «Краевая детская клиническая больница»;
- ГАУЗ «Краевая стоматологическая поликлиника»;
- ООО «Реабилитационный центр кинезитерапии»;
- ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр»;
- ГАУЗ «Центр медицинской реабилитации Дарасун»;
- ООО «Эталон Мед».
Медицинские организации, в которых размер нецелевого использования средств составил очень незначительную сумму по сравнению с объемом получаемого финансового обеспечения в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования:
- ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» - 81 551,26 руб.;
- ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» - 66 803,28 руб.;
- ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» - 30 366 руб.;
- ГУЗ «Краевой врачебно – физкультурный диспансер» - 1 350,00 руб.
Деятельность ТФОМС Забайкальского края по защите прав застрахованных граждан
В соответствии с Порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети «Интернет» ТФОМС Забайкальского края в 2018 году ежемесячно проводилась актуализация реестра внештатных врачей-экспертов качеств медицинской помощи.
По состоянию на 31 декабря 2018 года в территориальный реестр включено 179 внештатных врачей-экспертов качества медицинской помощи, из которых 165 врачей – экспертов высшей квалификационной категории, 40 кандидатов медицинских наук, 15 докторов медицинских наук, в том числе 26 экспертов – главные внештатные специалисты Министерства здравоохранения Забайкальского края.
В 2018 году в рамках проведения социологического опроса СМО и ТФОМС Забайкальского края об удовлетворенности граждан качеством и доступностью медицинской помощи, предоставляемой по обязательному медицинскому страхованию, опрошено 9 336 респондентов.
- 3 938 человек или 42% от опрошенных граждан удовлетворены качеством медицинской помощи (42% в 2017г.):;
- 620 человек или 7% участвовавших в опросе лиц не удовлетворены качеством медицинской помощи (6% в 2017г.):;
- 3 206 респондент или 34% от числа опрошенных больше удовлетворены чем не удовлетворены качеством медицинской помощи (34% в 2017г.);
- 1 218 человека или 13% респондентов удовлетворены качеством медицинской помощи не в полной мере (15% в 2017г.):
- 354 респондентов или 4% опрошенных затруднились ответить (3% в 2017г.).
За 2018 год в Едином электронном журнале зарегистрировано 9150 обращения, застрахованных граждан, что в 2 раза превышает количество обращений 2017 года, за счет обращений с целью консультаций (разъяснений) (4392 в 2017г.) При этом, в связи с активной консультативной работой Контакт-центра, отмечается общее снижение жалоб застрахованных лиц, в том числе обоснованных по сравнению с прошлым годом.
Всего за 2018 год поступило 145 жалоб, из которых обоснованными признано 69 или 47,6% (в 2017г. из 169 - 97 или 57,4% обоснованные).
Структура обоснованных жалоб выглядит следующим образом:
- качество медицинской помощи – 69%; (по СФО – 39,3%)
- организация работы медицинских организаций – 17%; (по СФО – 30,1%)
- взимание денежных средств – 12%; (по СФО – 20,4%)
- прочие – 25%.
Обращения за получением консультаций касались следующих вопросов:
- обеспечение полисами ОМС – 4990 (56%);
- о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программе ОМС – 2639 (30%);
- выбор медицинской организации, врача, страховой медицинской организации - 508 (9%);
- организация работы медицинской организации – 182 (2,12%);
- прочее – 603 (6,7%).
За 2018 год медико-экономический контроль проведен в отношении
6 111,4тыс. случаев оказания медицинской помощи, из которых в 10 % выявлены нарушения (в 2017 году – 2,6% случаев с нарушениями, в 2016 году – 4,7%).
Медико-экономической экспертизе подверглись 100473 случая оказания медицинской помощи, в 12% случаев выявлены нарушения (в 2017 18%, 2016 – 14,3% случаев с нарушениями).
Экспертиза качества медицинской помощи проведена в отношении 67 807 случаев, нарушения выявлены в 26,6% случаев (в 2017 году – 38%, в 2016 году – 33,
Учет застрахованных лиц в региональном сегменте ЕРЗ
За 2018 год произошло снижение численности регионального сегмента ЕРЗ на 12 557 человек (с 1 069 301 до 1 056 744). Причины изменения численности приведены в таблице:
Численность на 01.01.2018 |
Показатели прироста |
Показатели уменьшения численности за год |
Численность на |
||
1 069 301 |
Естественный прирост населения (+328) |
1 056 744 |
|||
Застраховано новорожденных |
13 661 |
Погашены |
13 333 |
||
в т.ч. 2017 г.р. |
(1 000) |
в т.ч. умершие до 2018 г. |
(1 050) |
||
Миграция населения (-13 540) |
|||||
Прибыло с др. территорий |
7 737 |
Убыло на др. территории |
21 277 |
||
в т.ч. ранее уезжавших |
(около 4 тыс.) |
||||
Граждане, призванные на срочную военную службу (-1 509) |
|||||
Приостановлено страхование |
1 509 |
||||
Иностранцы, беженцы, лица без гражданства (-398) |
|||||
Застраховано иностранцев |
561 |
Погашено страхование иностранцев |
2 323 |
||
Восстановлено страхование иностранцев |
1 364 |
в т.ч. в конце года |
(около 1,6 тыс.) |
||
Прочее(+2 562) |
|||||
Первичное страхование граждан РФ |
3 232 |
|
|
||
в т.ч. с закрытым ранее полисом старого образца |
(1 872) |
Закрыто дубликатов |
501 |
||
Восстановлено страхование |
376 |
Аннулировано страхование |
545 |
Как видно из таблицы, снижение численности застрахованных граждан связано в основном с миграцией населения. Кроме того, в 2018 году впервые проведено приостановление страхования граждан, призванных для прохождения срочной военной службы (1,5 тыс. человек), что повлекло дополнительное снижение численности застрахованных граждан.
Продолжает уменьшаться доля застрахованного населения в трудоспособном возрасте (в том числе дополнительно из-за приостановления страхования граждан, призванных для прохождения срочной военной службы) и увеличиваться доля населения старше трудоспособного возраста. В абсолютных показателях также отмечается рост численности населения старше трудоспособного возраста при уменьшении численности населения других возрастных категорий. Изменения возрастных соотношений в Регистре представлены в таблице:
Численность в Регистре |
На 01.01.2016 |
На 01.01.2017 |
На 01.01.2018 |
На 01.01.2019 |
||||
Общая численность застрахованных лиц |
1 090 281 |
1 078 080 |
1 069 301 |
1 056 744 |
||||
Младше трудоспособного возраста (0-15 лет) |
248 295 |
23,0% |
247 679 |
23,0% |
245 809 |
23,0% |
242 957 |
23,0% |
Трудоспособного возраста |
628 050 |
58,3% |
612 241 |
56,8% |
600 472 |
56,2% |
587 905 |
55,6% |
Старше трудоспособного возраста |
213 936 |
19,8% |
218 160 |
20,2% |
223 020 |
20,9% |
225 882 |
21,3% |
В связи с изменениями в Федеральном законе 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» в 2018 году изменился механизм получения ТФОМС сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.
С октября 2018 года сведения об актовых записях ТФОМС получает не от Департамента ЗАГС Забайкальского края, как это было ранее, а из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее – ЕГР ЗАГС), оператором которого является ФНС России. Передача сведений осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ).
При этом расширен диапазон получаемых сведений как по видам сведений, так и по их составу. Ранее ТФОМС получал сведения о государственной регистрации рождения и смерти, теперь помимо этих видов сведений ТФОМС получает сведения о государственной регистрации перемены имени, заключения и расторжения брака, установления отцовства.
До октября 2018 года производился регламентированный обмен сведениями о государственной регистрации рождения и смерти с Департаментом ЗАГС Забайкальского края (2 раза в месяц).
Сведения об актовых записях, зарегистрированных начиная с 1 октября 2018 года начали поступать в ТФОМС 27 декабря 2018 года после получения доступа к видам сведений ЕГР ЗАГС через СМЭВ. До сих пор наблюдается проблема неполноты объёма поступающих из ЕГР ЗАГС сведений. По этому поводу ведётся переписка с ФНС России, а также по вопросам сверки и оценки дефицита сведений из ЕГР ЗАГС ведётся активное сотрудничество с Департаментом ЗАГС Забайкальского края.
Приём и обработка сведений о работающих гражданах от Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее – УФНС) производились в регламентированном ежеквартальном режиме.
Отчётные данные, сформированные на основании переданных в рамках ежеквартального регламентированного обмена сведений о работающих гражданах, отражены в таблице:
|
В ноябре 2018 года постановлением Правительства РФ утверждены Правила определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда ОМС, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов (далее – Правила).
До утверждения Правил численность застрахованных лиц, определяемая для формирования бюджета ТФОМС, принималась равной количеству лиц, которые числились застрахованными по состоянию на 1 апреля текущего года (формирования бюджета). Численность неработающих лиц, определяемая в целях формирования бюджетов субъектов РФ, принималась равной количеству лиц, которые также были застрахованы в субъекте РФ по состоянию на 1 апреля текущего года и сведения о которых как о работающих не поступали от УФНС в течение первого квартала текущего года.
Правила устанавливают новую методику определения численности.
Общая численность застрахованных лиц принимается равной количеству лиц, которые являются застрахованными в субъекте РФ по состоянию на 1 января текущего года.
Численность неработающих застрахованных лиц принимается равной количеству лиц, которые также застрахованы в субъекте РФ по состоянию на 1 января текущего года, и сведения о которых как о работающих в расчётном периоде (за весь предшествующий год) не поступали от УФНС.
При использовании новой методики значительно сокращается численность неработающих граждан, определяемая в целях формирования бюджетов субъектов РФ, т.к. теперь в учёт работающего населения попадают граждане, которые числились работающими хотя бы в одном квартале предшествующего года, а не в единственном первом квартале текущего года, как это было ранее.
Определение численности застрахованных граждан на 2019 бюджетный год осуществлялось по новой методике. Общая численность застрахованных лиц, определяемая для формирования бюджета ТФОМС на 2019 год, составила 1 069 301 чел. Численность работающих граждан составила 416 845 чел. Численность неработающих лиц, определяемая в целях формирования бюджета Забайкальского края на 2019 год, составила 652 456 чел.
Сравнение показателей численности на 2018 и 2019 бюджетные годы представлено в таблице:
Сравнение |
На 2018 |
На 2019 |
|||
Численность застрахованных граждан |
Всего |
1 076 421 |
|
1 069 301 |
|
Работающих |
371 772 |
34,54% |
416 845 |
38,98% |
|
Неработающих |
704 649 |
65,46% |
652 456 |
61,02% |
|
Изменение численности |
Всего |
|
-7 120 |
-0,66% |
|
Работающих |
45 073 |
12,12% |
|||
Неработающих |
-52 193 |
-7,41% |
По сравнению с предыдущим годом численность неработающего населения, определяемая в целях формирования бюджета Забайкальского края, сократилась на 52 193 человека. Таким образом, в 2018 году произошло сокращение нагрузки на краевой бюджет в части платежей за неработающее население.
В связи с изменениями в Федеральном законе 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», начиная с октября 2018 года изменился порядок обмена сведениями о неработающих гражданах со страхователем неработающего населения.
До изменения порядка обмена сведения о неработающих гражданах направлялись страхователем неработающих граждан в ТФОМС. Теперь ТФОМС ежеквартально направляет сведения о неработающих гражданах страхователю неработающего населения.
Всего за 2018 год осуществлена обработка 10 ежемесячных посылок от Минздрава в ТФОМС в соответствии с ранее существовавшей схемой обмена и первая передача сведений от ТФОМС в Минздрав в 4 квартале 2018 года за 3 квартал 2018 года. Сведения об информационном обмене ТФОМС и Минздрава в 2018 году приведены в таблице:
|
В выгрузках от Минздрава по-прежнему присутствовали сведения об умерших и выбывших за пределы Забайкальского края гражданах (в последней посылке за сентябрь 2018 года 4 230 и 14 049 человек соответственно), а также сведения о работающих гражданах (в последней посылке за сентябрь 2018 года 316 574 человека). Статистическая и персонифицированная информация о результатах обработки посылок от Минздрава ежемесячно направлялась в Минздрав с оформлением актов приёма-передачи.
В течение года продолжалась работа по ведению регистра прикреплённого населения. С целью ведения корректного учёта прикрепления граждан к врачам в течение года произведено 76 обновлений сведений о врачах на основании:
- информации из Федерального регистра медицинских работников (далее – ФРМР), получаемой с сайта Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Минздрава России (ЕГИСЗ),
- сведений о медицинских работниках, поступающих от МО, не являющихся подведомственными Минздраву России, но имеющих прикреплённое население.
Производилась регулярная рассылка сведений ФРМР в СМО по мере их обновления (76 писем).
Еженедельно производилась выгрузка сведений о прикреплении в центральный сегмент ЕРЗ. Произведена работа по устранению ситуаций, когда застрахованные в системе ОМС Забайкальского края граждане в центральном сегменте ЕРЗ числятся прикреплёнными одновременно к МО Забайкальского края и к МО региона предыдущего страхования. Направлены письма в 76 территориальных фондов других регионов с просьбой произвести открепление в центральном сегменте ЕРЗ граждан, перестрахованных на территории Забайкальского края. В результате проведённой работы количество случаев двойного прикрепления в центральном сегменте ЕРЗ сократилось с 11 до 5 тысяч. Кроме того, в течение года поступило аналогичных запросов от территориальных фондов других субъектов РФ в отношении 83 человек.
Производилась еженедельная рассылка в МО статистической и персонифицированной информации об ошибках прикрепления к врачам. В сентябре произведена разовая рассылка в МО информации об ошибках прикрепления к участку. Производилась регулярная рассылка в СМО списка застрахованных лиц, по которым отсутствуют сведения о прикреплении к МО, а также сведений о гражданах, прикрепление которых не соответствует возрасту.
Производился контроль актуализации сведений о прикреплении граждан, выбравших МО за пределами Забайкальского края, на основании поступающих уведомлений от МО других субъектов РФ (уведомления направляются в МО предыдущего прикрепления, в СМО, в которой застрахован гражданин, и в территориальный фонд территории страхования). Всего за 2018 год получено 170 писем с уведомлениями о прикреплении. За год количество застрахованных в системе ОМС Забайкальского края, осуществивших выбор медицинской организации за пределами региона страхования увеличилось на 548 человек и на конец 2019 года составило 834 человека (667 чел. прикреплены к МО Республики Бурятия, 141 чел. – к МО Томской области, 26 чел. – к МО других регионов).
По состоянию на конец 2018 года из 1 055 744 граждан, застрахованных в системе ОМС Забайкальского края, 1 055 493 человек прикреплены к медицинским организациям Забайкальского края, 834 человека прикреплены к медицинским организациям других субъектов РФ, 417 человек без прикрепления к медицинским организациям.
Особенности реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2019 году
На 2019 год на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования утверждена субвенция Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 17 311,8 млн. руб., что на 1 040,5 млн. рублей больше, чем в 2018 году, несмотря на уменьшение расчетной численности застрахованных лиц (с 1 076 421 человек на 2018 год до 1 069 301 на 2019 год). Данное увеличение будет направлено на реализацию национального проекта «Онкология», выполнение Указа Президента по повышению заработной платы медицинских работников и на финансирование остальных статей расходов медицинских организаций при реализации территориальной программы ОМС.
На 2019 год изменены нормативы объемов оказания медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования:
- впервые установлены нормативы объема медицинской помощи для проведения профилактических медицинских осмотров, включая диспансеризацию, по профилю «Онкология» в стационарных условиях (0,0091 случаев госпитализаций на 1 застрахованное лицо) и в условиях дневного стационара (0,00631 случаев лечения на 1 застрахованное лицо), по ЭКО – 0,0000478 случая на 1 застрахованное лицо;
- увеличены объемы по посещениям с профилактической целью, составят 2,88 посещения на 1 застрахованное лицо (2018 год – 2,35);
- снижены показатели по обращениям по поводу заболеваний, составят 1,77 обращения на 1 застрахованное лицо (2018 год – 1,98);
- расширен перечень ВМП за счет ОМС (эндопротезирование суставов конечностей, в том числе с использованием компьтерной навигации, коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием 1-3 коронарных артерий при ИБС).
С 2019 года произошло расширение клинико-статистических групп, в том числе по круглосуточному стационару на 16 КСГ, дневному стационару – 24 КСГ, в том числе:
- расширения количества КСГ для случаев лекарственной терапии взрослых пациентов при злокачественных новообразованиях (кроме лимфоидной и кроветворной тканей) в условиях дневного стационара с 8 до 10 групп;
- увеличения количества КСГ для случаев лучевой терапии пациентов в условиях круглосуточного стационара с 3 до 17 групп (из них 7 КСГ - для случаев лучевой терапии в сочетании с лекарственной терапией пациентов со злокачественными новообразованиями), в условиях дневного стационара - с 3 до 15 групп (из них 5 КСГ для случаев лучевой терапии в сочетании с лекарственной терапией пациентов со злокачественными новообразованиями);
- выделения КСГ в условиях дневного стационара для случаев установки (замены) порт системы (катетера) для лекарственной терапии злокачественных новообразований (кроме лимфоидной и кроветворной тканей) и для случаев госпитализации в диагностических целях с постановкой/подтверждением диагноза злокачественного новообразования с использованием ПЭТ КТ.
Выделены новые классификационные критерии - количество дней проведения лучевой терапии (фракций) и МНН лекарственного препарата.
В соответствии с принятым Тарифным соглашением на 2019 год оплата медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы ОМС производится следующим образом:
- скорая медицинская помощь – по дифференцированному подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи;
- медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных условиях – по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях (за единицу объема медицинской помощи), то есть медицинские организации, имеющие прикрепленное население - по подушевому нормативу, МО-исполнители - за единицу объема медицинской помощи;
- медицинская помощь, оказываемая в условиях круглосуточного стационара – за законченный случай лечения заболевания по клинико-статистическим группам заболеваний, в пределах объемов и соответствующей им стоимости, установленных решением Комиссии;
- медицинская помощь, оказываемая в условиях дневного стационара - за законченный случай лечения заболевания по клинико-статистическим группам заболеваний, в пределах объемов и соответствующей им стоимости, установленных решением Комиссии.
Основными задачами, стоящими перед ТФОМС Забайкальского края, и приоритетными направлениями деятельности на 2019 год являются:
1. Совершенствование и сохранение устойчивости системы финансирования медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам Забайкальского края в рамках базовой программы ОМС, в том числе:
1.1 контроль исполнения обязанностей страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями в соответствии с условиями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС;
1.2 осуществление мероприятий, в том числе и совершенствование регионального законодательства, связанных с формированием тарифов на медицинскую помощь в соответствии с утвержденными механизмами и способами оплаты медицинской помощи по ОМС, в том числе при оплате специализированной медицинской помощи по клинико-статистическим группам;
1.3 обеспечение финансирования в соответствии с действующим законодательством мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников, приобретению и ремонту медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС Забайкальского края;
1.4 контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, реализация мероприятий, направленных на недопущение ими нарушений законодательства в сфере ОМС.
2. Реализация мероприятий, связанных с защитой прав застрахованных лиц, в том числе:
2.1 обеспечение информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи, в том числе привлечение населения к прохождению профилактических мероприятий через страховых представителей;
2.2 проведение контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
2.3 совершенствование института страховых представителей.
3. Информатизация системы обязательного медицинского страхования, в том числе:
3.1 сопровождение в рамках приоритетного проекта «Электронное здравоохранение» сервисов личного кабинета пациента «Моё здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе:
- сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости за указанный период времени, относящиеся к пользователю единого портала государственных и муниципальных услуг;
- сведения о полисе обязательного медицинского страхования;
- подача заявления о выборе страховой медицинской организации.
3.2 Запуск информационного ресурса ТФОМС Забайкальского края для работы страховых представителей 3 уровня.